ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Школьный психолог — это специалист, который оказывает поддержку ученикам, родителям и учителям. Он обеспечивает психологическое благополучие и гармоничное развитие детей, помогает в решении личных проблем и разрешении конфликтов, содействует социальной адаптации и успешному обучению.
1. Диагностика и мониторинг. Педагог-психолог проводит диагностику уровня развития, эмоционального состояния и особенностей личности учащихся. Это помогает выявить трудности в обучении, поведении или общении, а также определить индивидуальные потребности каждого ребенка. На основе диагностики специалист разрабатывает рекомендации для учителей и родителей.
2. Консультирование. Одной из ключевых функций педагога-психолога является консультирование учащихся, их родителей и педагогов. Он помогает разрешать конфликтные ситуации, дает рекомендации по воспитанию и обучению, а также поддерживает детей в сложных жизненных ситуациях.
3. Профилактическая работа — меры, направленные на предотвращение или уменьшение влияния негативных факторов на участников образовательного процесса. Педагог-психолог занимается профилактикой девиантного поведения, школьной дезадаптации и других проблем. Он проводит тренинги, беседы и занятия, направленные на развитие коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости.
4. Коррекционная работа. Психокоррекция — направление на изменение и улучшение психологического состояния, поведения учащихся с помощью специализированных методов и техник. В случае выявления у ребенка психологических трудностей педагог-психолог разрабатывает индивидуальные или групповые программы коррекции. Это могут быть занятия по развитию внимания, памяти, мышления или эмоциональной сферы. Часто используются игровые и арт-терапевтические методы, занятия проходят в приятной обстановке и обычно нравятся детям, так как не похожи на привычные уроки.
5. Просветительская деятельность. Педагог-психолог проводит лекции и семинары для родителей и педагогов, рассказывая о возрастных особенностях детей, методах воспитания и способах решения конфликтов. Формы работы могут быть разными: начиная от составления и распространения информационных листовок, заканчивая проведением открытых уроков, родительских собраний и круглых столов.
С КАКИМИ ТЕМАМИ МОЖНО ОБРАЩАТЬСЯ К ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ?
Начальная школа
- Мотивация — ребёнок не хочет учиться, неинтересно.
- Коммуникация — нет друзей, плохо находит контакт с незнакомыми. По факту у ребёнка практически нет общения.
- Тревожность — страх, что не получится. В 1−2-м классах дети часто отвлекаются на уроке, не могут высидеть весь урок и начинают играть.
Средние классы
- Проблемы в учебных процессах — трудности с учебной мотивацией или школьной адаптацией.
- Поведенческие проблемы — агрессия и нарушение дисциплины.
- Эмоциональные проблемы — стресс, тревога, неадекватная самооценка или личные переживания.
- Проблемы в семье — конфликты с родителями или братьями и сёстрами, развод родителей.
- Проблемы социализации — трудности при взаимодействии со сверстниками или в построении отношений с другими людьми.
- Поддержка в сложных ситуациях — потеря близкого человека, кризисные ситуации или новые жизненные обстоятельства.
- Тревожность — в 5-м классе массово снижается мотивация.
Старшие классы
- Учебная мотивация — не может заставить себя учиться или не видит в этом смысла.
- Тревожность — не складывается общение со сверстниками или родителями.
- Последствия буллинга — страх или замкнутость.
- Апатия — ничего не хочется.
- Непонимание себя — «какой я, в чём мои цели, интересы и ценности».